Малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка,' создают глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима их высокая эффективность. Малый бизнесспособен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции.Мелкие и средние предприятия играют заметнуюроль в занятости, производстве товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена в крупных компаниях, малыеи средние фирмы по широкому кругу продукции чащеначинают коммерциализацию новых товаров. Отношение затрат на нововведения к затратам на научные исследования и разработку малых предприятийв 3-4 раза выше, чем в крупных.Развитие специализации и кооперации вовлекаетмелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений. Фактически они теряютсвою независимость и превращаются в отдельныезвенья более крупных монополий, хотя статистикаучитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особеннов отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно несколько десятковсотен мелких предприятий, которые пользуютсяфинансовой и технической помощью монополий.В последнее время во многих странах усилиласьтенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производствав крупные отраслевые структуры, которые сейчаспроизводят большие объемы продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынкахс крупными компаниями и монополиями.Важность малых предприятий еще и в том, что,ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь, чтобы,существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыльдоставалась именно им.Выпуск товаров длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров) крупнымипредприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкиепредприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилийв этом направлении или создавать разветвленнуюсеть маленьких филиалов.Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - основавсей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственногоразвития.В то же время на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда. Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основеразработки местных источников сырья и обеспечивают при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные дляхозяйства функции.