Конкурентоспособность - реальная и потенциальная способность компаний проектировать, производить и сбывать продукцию, которая по своимценовым и неценовым параметрам более привлекательна, чем продукция конкурентов.Главные условия обеспечения конкурентоспособности предприятия:1) осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций. С этой целью на предприятиях должны создаваться полуавтономные илиавтономные отделения, полностью отвечающие заприбыли и убытки. На эти отделения возлагаетсявся полнота ответственности за организациюпроизводственно-сбытовой деятельности. В относительно небольшом органе корпоративногоуправления концентрируется решение толькостратегических вопросов развития, связанныхс крупными инвестициями;2) нововведенческая экспансия, поиск новых рынкови диверсификация операций. Это направление реализуется через создание в рамках крупных компаний нововведенческих фирм, ориентированных напроизводство и самостоятельное продвижение нарынках новых изделий и технологий и действующихна принципах «рискового финансирования»;3) дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала.Для этого должны использоваться самые разнообразные меры, включая распределение акцийсреди персонала и образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников;4) использование научных подходов к стратегическому менеджменту.В условиях рыночной экономики фирма-производитель не может продолжительное время заниматьустойчивую позицию на рынке, опираясь исключительно на конкурентоспособность своей продукции.Необходима оценка конкурентоспособности производителя, а не отдельного товара. Такой подход должен стать обычным для предприятий, осваивающихновый рынок, при принятии решений по вопросамрасширения или сокращения деятельности, а такжепри решении целого комплекса управленческих задач и проблем.Подходы к оценке конкурентоспособностипредприятий. Согласно теории эффективной конкуренции интенсивность конкуренции и, следовательно, уровень конкурентоспособности компанииопределяются потенциалом рынка; легкостью вхождения на него; видом товара; однородностью рынка; структурой отрасли или конкурентными позициями фирм; возможностями для технологическихнововведений и т. д.Анализ этих факторов должен сопровождаться детальной оценкой экономических показателей деятельности фирмы. Этот подход позволяет в определенных пределах делать выводы относительнодеятельности не только отдельного предприятия, нои отрасли в целом.Наиболее оптимальной с точки зрения информативности и практической применимости полученных результатов является комплексная оценка уровня конкурентоспособности. Она базируется на тщательноманализе технологических, финансовых, производственных и сбытовых возможностей фирмы по определенным показателям. В результате их анализаполучают информационный массив, который является значительной базой для принятия дальнейшихуправленческих решений структурного и инфраструктурного характера.