Переход к рынку формирует объективную необходимость возникновения нового типа хозяйственника предпринимателя.Предпринимательство - это сложный творческий вид деятельности, который охватывает широкийкруг вопросов - экономических, организационноуправленческих, правовых (юридических), социально-психологических, направленный на абсолютнуюреализацию способностей, формирование и организацию производственного процесса и извлечениеприбыли как вознаграждения за использованныеинтеллектуальные и личные ресурсы.Предпринимательство может проявляться в любойхозяйственной организации. Оно может быть дажена государственном предприятии. Однако здесь инициатива руководителя хозяйства может быть подавлена рамками жестких приказов и инструкций (указаний) вышестоящих органов. В условиях рынкауспех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Для бизнесмена важна свобода его хозяйственной деятельности для выполнения определенных целей.Функции предпринимателя.Первая функция - ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы материальные факторы (средства производства) и работникис достаточными знаниями и умениями. Требуютсятакже денежные накопления.Вторая функция — организаторская. Ее существо: обеспечить такое соединение факторов производства, которое наилучшим образом способствует достижению поставленной цели.Третья функция предпринимателей - творческая, она связана с организационно-хозяйственным новаторством. Значение этой функции для бизнеса резко возросло в условиях современного научнотехнического прогресса и развития неценовой конкуренции. Сейчас решающими условиями конкурентоспособности бизнеса являются предприимчивость,инициатива, новаторство.Совершенствуется информационное обслуживаниепредпринимательства, т. е. расширяется доступк новейшей информации в государственных органах,развивается сеть банковых информационных данных,накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин, и др.Наиболее важными личными качествами дляпредпринимателя являются следующие:1) поиск возможностей и инициативность (готов к неоднократным усилиям, чтобы преодолеть препятствия, меняет намеченную линию поведения, чтобы достичь цели);2) готовность к риску (предпочитает умеренныйриск);3) нацеленность на эффективность и качество (находит пути делать продукты лучше, быстрее и дешевле);4) вовлеченность в деятельность коллектива (берется за дело вместе с работниками или вместо них);5) целеустремленность;6) стремление быть информированным;7) систематическое (постоянно повторяющееся) планирование и наблюдение;8) способность убеждать и устанавливать деловыеи личные связи;9)уверенность в себе.По своим личным психологическим и другим качествам абсолютно не все люди способны быть преуспевающими предпринимателями. Как показываетмировой опыт, такими бизнесменами становятсяпримерно одна десятая часть всех работающих.