В современной экономической литературе Запада существует широкое и узкое понимание общественного выбора. Общественный выбор в широком смысле слова рассматривается как поле или пространство, где происходит соперничество не только личных интересов, но и различных концепций и программ в отношении общественных благ как сознательное творчество масс. В ходе такого конкурентного процесса формируется целостное видение целей и перспектив общественного раз-вития. При этом речь идет не просто об учете и политической трансформации предпочтения людей, но и о дискуссии в отношении альтернативных путей выбора, о конкуренции проектов, предложений и идей, результатом чего является выработка новых программ, учитывающих разнообразные интересы членов общества. Общественный выбор в узком смысле представляется как политический рынок, который характеризуется тем, что в условиях представительной демократии люди, управляющие государством (выборные представители и чиновники), максимизируя собственное благополучие и преследуя собственные цели, обеспечивают реализацию общественных интересов. Общественный выбор понимается как стихийный процесс действия «невидимой руки», как разновидность борьбы за существование.В современной трактовке общественного выбора центральное место занимают идея П. Самуэльсона о применении принципа затрат - выгод в общественном секторе и определение оптимального объема общественных благ путем соотношения предельных затрат и предельных социальных выгод.Такой нормативный подход к общественному выбору ориентирован на согласование равновесия в общественном секторе с общим рыночным равновесием. Впервые основы этого подхода были изложены в 1919 г. шведским экономистом Лад-Дуалем. Существуют две концепции по поводу государственности.Первая (традиционная) отражает нормативный подход к государственной службе и к требованиям работников этих служб. В соответствии с традиционной концепцией люди, занятые в государственных структурах, руководствуются в первую очередь общественными интересами, они подчиняют свои личные интересы служению государственному делу, общественному благу. Их деятельность направлена на соблюдение законности, на решение социальных задач современного общества. Все это требует от них высоких нравственных качеств, неподкупности, честности и справедливости, высокой профессиональной этики и культуры административного управления. Госу-дарственная деятельность, будучи по своей природе общественной, некоммерческой, создает благоприятную атмосферу для реализации социальных качеств людей, таких, как коммуника-бельность, коллективизм, солидарность и т. п. Человеческий фактор играет значительную роль в государственном управлении. От уровня культуры, профессионализма и личностных качеств управленческих кадров во многом зависит эффективность функционирования государственной машины, что в свою очередь определяет морально-политическую обстановку в обществе. Поэтому требование к профессиональному отбору людей к государственной деятельности выше, чем к какому-либо иному виду занятости.Вторая отражает позитивный подход к государственной службе. В соответствии с ней, при принятии решений большинством голосов равновесие в отношении общественных благ, как было установлено еще в 30-х гг. американским экономистом Г. Хотеллингом, выражается в среднем наиболее предпочтительном результате, в предельной выгоде среднего, или медианного, избирателя. Практика избирательной системы показывает, что интересы среднего избирателя определяют исход выборов и победу политиков, выражающих его интересы. Эта ориентация политических кандидатов на среднего, медианного избирателя придает схожесть, одинаковость их избирательным программам. Принятие решений большинством голосов с ориентацией на среднего избирателя обеспечивает эффективное равновесие в отношении предельных затрат и предельных выгод от общественного блага при соблюдении ряда требований.Во-первых, предполагается уменьшение предельной полезности для всех избирателей и, следовательно, не допускаются резкие циклические колебания индивидуальных предпочтение избирателей.Во-вторых, предусматривается, что на голосование выносится один вопрос, касающийся объема производства общественного блага за счет финансирования из государственного бюджета, с тем чтобы избиратель мог точно выразить своё мнение по данному вопросу.В-третьих, важно, чтобы избиратели точно знали о своей доли в затратах на общественное благо и о выгодах, получаемых от него.В-четвёртых, предполагается объективное, независимое выражение воли избирателей с помощью голосования.Однако в реальной сложной общественно-политической жизни соблюдать вышеперечисленные требования не представляется возможным. Это означает, что результаты принятия решения путём большинства голосов являются равновесными и неэффективными.