Для чистых и социально значимых общественных благ характерно неценовое регулирование. Чистое общественное благо:1) Неисключаемость тех, кто не готов покупать2) Предельные издержки потребления новых потребителей равны нулю => нет рыночной цен, т.е. их финансирование происходит за счет налогов цена устанавливается с помощью неценового механизма. Характеристика неценового механизма:- соблюдение бюджетно-финансового равновесия на основе баланса налоговых поступлений и нормативного финансирования- установление режима функционирования с помощью карточек и очередности получения общественных благ.- использование соц. института голосования.- существует теневой рынок, злоупотребления должностным положениемИнструменты неценового равновесия (аналог рыночных иен): налоги, финансовые нормы, временные нормы очередности, голоса избирателей -налогоплательщиков. Особенности неценового бюджетного равновесия:1) Бюджетное равновесие базируется на принципе соотношения соц. затрат и соц. выгод, т.е. приоритет отдается соц. критериям, а не экономическим.2) Принцип учета эффекта целого3) Преобладание обязательного характера установления финансовой сбалансированности в соответствии с принципом единой кассы Например:налоги =» общая сумма (касса) => расходование в зависимости от социального приоритета.4) Существует разрыв во времени и пространстве между оплатой населением общественных благ и их использованием. Методы сведения общественных благ к частным:Метод денежной оценки альтернативной стоимости общественных благ. В основе лежит гедонистическая теория (дифференциация цен в зависимости от уровня эластичности спроса на экономи-ческие блага) Здесь принимается во внимание социально-психологические факторы, связанные с социальной ответственностью и имиджем фирмы, популярностью и престижем товаров и услуг. Пример: труд Т Веблена «Эффект сноба», X. Либенстаина «Эффект толпы»: цена устанавливается не по внутренним качествам, а на основе социальных факторов, таким образом цена - это выражение ценностных установок общества.Ценообразование в общественном секторе за исключением некоторых видов смешанных общест-венных благ представляет собой ценообразование в условиях несовершенной конкуренции (например, госрегулирование естественных монополий).