Экономическая политика, проводимая государством, решает ряд конкретных задач, в реализации которых прослеживается социально-психологические аспекты. Среди этих задач выделяются следующие [11]:
Первая задача – регулирование экономического поведения субъектов экономики. Государство стремится создать у частных организаций и отдельных индивидов стимул к такому экономическому поведению, которое бы соответствовало намерениям государства. По отношению к государственным предприятиям регулирующие меры проводятся в форме прямых предписаний. Руководитель предприятия поощряется в зависимости от его исполнительности.
Вторая задача – достижение в стране социального равновесия. Для этого организуется такое социальное распределение, которое позволяет поддерживать общенациональное чувство спокойствия, относительного материального удовлетворения, что является важным условием для дальнейшего экономического развития страны. Эта задача решается через реализацию различных социальных программ.
Третья задача – создание положительного имиджа государства. Чем более благоприятный образ государства сложится у населения, тем шире возможности для регулирования поведения субъектов экономики. Для этого используются следующие способы: а) четкость принимаемых программ и планов; б) пунктуальный контроль за степенью их выполнения; в) обязательность принятых решений; г) логичность и рациональность принимаемых мер; д) быстрота реакций на запросы экономики. Так, публикуемая государством программа бюджетных расходов и доходов производит сильное психологическое впечатление, создает ощущение доверия к правительству. Все это побуждает субъектов экономики вести себя более дисциплинированно по отношению к государству (выплачивать налоги, не нарушать финансовую дисциплину). Публикуя планы, государство как бы подсказывает индивидам, организациям, что только согласованное экономическое поведение приводит к успеху. При этом каждый должен нести свою долю ответственности.
Четвертая задача – влияние на потенциальных избирателей. Правящая партия стремится сохранить в своих руках власть. Это возможно лишь при симпатии со стороны избирателей. В связи с этим правительство проводит экономическую политику и рекламирует ее в средствах массовой информации таким образом, чтобы она вызывала максимум доверия и симпатии у избирателей.
Действенным средством при этом является профессионально умело подаваемая информация о лидерах государства, а также умение самих лидеров поддерживать свой положительный имидж. Наибольший эффект производят такие аспекты поведения государственных лидеров, как: а) приветливость, дружелюбие; б) интеллектуальный уровень, умение мыслить; в) предсказуемость, надежность; г) активная жизненная форма, демонстрация внутренней энергии; д) умение публично выступать, вести диспуты; е) чувство юмора. Значимость каждого из аспектов зависит от менталитета населения и от способностей самого лидера. Наличие одного сильного качества может перекрывать недостаток другого.
Для воздействия на избирателей, а также для сохранения экономического и социального равновесия в стране используется маневрирование, модуляция курса экономической политики, суть которой заключается в следующем. Выстраивая экономическую политику, правительство учитывает необходимость поочередного выполнения задач, являющихся приоритетными у разных общественных групп. При этом социал-демократическая ориентация общества, направленная на организацию справедливого распределения, борьбу с безработицей, стимулирование спроса и др., сменяется либеральной общественной ориентацией, нацеленной на экономический рост, стабилизацию национальной валюты, стимулирование предложения.
Рис. Модуляция курса экономической политики
Существует разработанный правительством коридор колебаний экономического курса, выход за который является нерациональным, поскольку это может привести к нарушению динамического равновесия в обществе. Внутри этого коридора возможны колебания, которые являются ответом на психологическое состояние общества.