Выбор человеком профессии является начальной стадией трудовой деятельности человека, одним из определяющих моментов его жизни. На принятие этого решения влияет ряд факторов, основными из которых являются следующие [11]:
а) личностные характеристики человека, такие как способности, знания, степень пригодности к профессии, жизненный опыт;
б) жизненная ситуация индивида – место проживания, семейные традиции, система социальных связей, и т.д.;
в) установки индивида: сделанный на определенном этапе профессиональный выбор ограничивает возможности последующих вариантов действия;
г) стремление следовать за людьми, добившимися значительных успехов в определенной сфере трудовой деятельности;
д) ценностные ориентации личности. В современных условиях наблюдается тенденция к снижению запросов в области доходов и возможностей построения карьеры. Более важными становятся возможности установления контактов с другими людьми, повышение собственной ответственности за результаты труда и т.д.
Некоторые авторы отмечают, что на формирование профессиональной направленности и выбор профессии оказывает влияние обладание деньгами [14]. У молодых людей из небогатых семей наблюдается стремление выбирать профессию с большими заработками, организовывать коммерческую деятельность. Часто это делается вопреки наклонностям, семейным традициям, задаткам и способностям. В результате у таких индивидов вырабатывается суровый, не склонный к эмпатии характер. У молодых людей из обеспеченных семей выбор профессиональной деятельности более разнообразен и в большей степени связан с его личными предпочтениями. Такая возможность выбора позитивно влияет на формирование личности, являясь условием самореализации. Этот вывод согласуется с результатами исследований.
В ФРГ и России было проведено сравнительное изучение мотивов выбора профессии студентами различных вузов. Было установлено, что у немецких студентов превалирует стремление реализовать себя, стать личностью, а не иметь высокие доходы, что характерно для россиян. Вместе с тем у российских студентов отмечается более высокая нацеленность на нужды общества, чем на личные интересы, что говорит о преобладании у них коллективистических ценностей.
Важным моментом профессионального становления является процесс адаптации человека к труду [11]. Успешность адаптации зависит от ряда факторов, основными из которых являются следующие: а) информированность человека об условиях и содержании труда; б) степень адаптационных возможностей человека; в) система привычек; г) характер профессии; д) вариант рабочего места.
В экономической психологии разрабатываются теории, анализирующие процесс адаптации к труду. В современных зарубежных концепциях приспособления к труду отмечается, что существует возможность взаимной адаптации, встречного приспособления: работника – к выдвигаемым условиям труда и требованиям, а руководства и организации – к особенностям вновь принятого работника. В процессе трудовой деятельности человек приходит к пониманию того, что идеальных профессий не бывает, в каждой из них есть свои сильные и слабые стороны. Это заключение позволяет ускорить процесс адаптации к трудовой деятельности. Встречная стратегия организации, позволяющая организовать успешное вхождение в новую деятельность, должна базироваться на максимально полном и реалистичном информировании работника об условиях и организации труда.