Эмоциональное отношение человека к бюджетным расходам не такое выраженное, как реакции на налогообложение, поскольку человек более остро воспринимает потерю своего блага по сравнению с его получением от государства. Однако и процесс расходования государственных средств вызывает немало психологических проблем в обществе. Социологические исследования проблемы восприятия населением бюджетных расходов говорят о том, что в нем преобладает субъективный подход. Восприятие расходов государства зависит от следующих субъективных характеристик индивида: а) уровень образования; б) экономическая компетентность; в) менталитет.
В результате исследований, проведенных в США и Западной Европе, были установлены факторы, приводящие к искажению восприятия населением государственных финансовых программ [11].
Во-первых, было выявлено недовольство населения по отношению к тому объему благ, который оно получает от государства. Для индивида типична психологическая реакция недооценки того, что он получает. Нередко добавляемые государством блага (в форме дополнительного финансирования, устранения прежних недоплат) считаются явно недостаточными. Прибавка к доходам далеко не всегда рождает положительную реакцию у ряда социальных слоев. Это при том, что в западных странах объем социальных благ возрастал в течение всего послевоенного периода.
Во-вторых, у определенных слоев населения формируется субъективное ощущение того, что иные социальные группы получают больше, чем они сами, т.е. налицо эффект большей оценки ценностей, доставшихся другим. Опросы показали, что очень распространено недовольство по поводу того, что может возрасти финансирование других групп населения.
В-третьих, у ряда социальных групп отмечается устойчивое убеждение в неправильности финансовых расходов государства. Такая реакция населения может свидетельствовать о том, что между государственным предложением (в форме финансирования) и спросом населения на социальные блага нет соответствия.
В-четвертых, отмечается такой факт, что обеспечение государства средствами одних групп населения встречает сдержанную положительную реакцию этих групп и сильно выраженное недовольство со стороны других групп, которые в данный момент остались «обделенными». Этот факт можно объяснить двумя причинами: а) человек склонен рассматривать распределение общественных благ как несправедливое, если оно не затрагивает непосредственно его интересы; б) реакции государства на быстро изменяющиеся запросы различных социальных групп не всегда соответствуют этим изменениям. Иногда многие насущные потребности отдельных социальных слоев так и остаются без удовлетворения.
В связи с этим могут оказаться полезными финансово-психологические исследования, которые нацеливают внимание на дефицитный характер процесса распределения, его ограниченные возможности. Однако удовлетворить социальные запросы всех слоев общества не представляется возможным. Об этом хорошо сказал бывший министр финансов ФРГ Т. Вайгель: «По мере роста частного благосостояния в Германии претензии граждан к государству не только не уменьшились, но наоборот, – резко возросли. Несравненно больше чем прежде люди ожидают от государства того, что оно заслонит каждого из них от всех мыслимых экономических и социальных рисков, а значительное количество благ и услуг будет поставлять дешево или вообще бесплатно». В данном случае мы имеем призыв к разумному, критичному отношению к распределению государственных благ.
Ситуация с государственным финансированием в России и в странах бывшего СССР еще более сложная. Это обусловлено тремя факторами:
1) сильной зависимостью социального положения большинства населения от прямого финансирования из бюджета на нужды государственного сектора экономики, который преобладает. Так, исследования, проведенные в Беларуси в 2000-м году институтом социологии Национальной академии наук, показали, что абсолютное большинство населения республики (68,6%) основным источником дохода считает заработную плату [3];
2) сохранением преимущественно государственной формы финансирования социальных сфер: образования, здравоохранения, и социального обеспечения;
3) наличием укоренившейся привычки получать все блага от государства.
Кроме этого необходимо отметить, что несогласие с финансовой политикой государства в этих странах часто проявляется в ультимативной форме (например, в форме забастовок). Отсутствует также толерантность к другим группам и их интересам. Одни слои населения требуют максимально сократить налоги (умалчивая о потребностях других слоев), в то время как другие группы настаивают на резком увеличении своих расходов, не интересуясь, каким образом можно получить на это средства.
В связи с этим необходимо ориентировать общественное сознание на то, что на переходном этапе сложные экономические проблемы нужно решать путем нахождения системы социальных компромиссов, баланса прав и ответственности каждой социальной группы. Важную роль в этом могут сыграть исследования, проводимые в области финансовой психологии.