Понятие «доходы» возникло благодаря осознанию человеком категории «деньги». На ранних этапах исторического развития все, что человек получал в свое распоряжение, имело натуральный характер, поэтому доходы воспринимались как нечто конкретно-материальное. С появлением денег имущество приобрело денежное выражение, что позволило рассматривать доходы в абстрактной форме, как нечто обобщенное. В современной экономической науке доходы – это совокупность материальных и стоимостных благ, полученных индивидом по результатам определенной деятельности.
В восприятии понятия «доходы» можно выделить экономический, социальный и психологический аспекты.
1) экономический аспект заключается в том, что доходы рассматриваются с позиции их использования, как основа покупательской способности. Доходы – это денежная сумма, предназначенная на приобретение потребительских благ и для осуществления накопления;
2) с позиций социологии доходы рассматриваются как один из факторов, обозначающих статус личности в обществе;
3) для психологии характерно рассмотрение доходов как символа психологической оценки личности, как внешней (социальное признание в обществе), так и внутренней (самооценка).
На восприятие процесса получения доходов человеком, помимо степени экономического развития общества, влияет ряд факторов [11]. Рассмотрим их подробнее.
1. Одним из важных факторов является степень политической стабильности общества. В ситуации политического неспокойствия уменьшение доходов работников вызывает их резкое недовольство, что является одним из факторов для возникновения социального конфликта. Вероятность такого конфликта резко возрастает, если ситуация ожидания финансового благополучия сменяется разочарованием.
2. Восприятие доходов индивидом связано с системой общекультурных ценностей, сложившихся в обществе. Именно она формирует у человека стратегию преодоления возникающих экономических проблем, в том числе и по поводу дифференциации в доходах различных субъектов деятельности. Например, присущая американцам уверенность в достижении успеха покоится на принципе, что изначально в обществе все имеют равные шансы, необходимо только приложить свои усилия.
3. На восприятие доходов влияет сопоставление своих доходов с рядом других величин:
а) сравнение дохода со своим затраченным трудом и условиями организации труда. Если они несопоставимы, у человека возникают негативно окрашенные переживания;
б) сравнение размера дохода с информацией о встречном предложении товаров и услуг. В условиях дефицитарной экономики, когда товаров было недостаточно, этот фактор не порождал резко отрицательной реакции по отношению к доходам. В условиях, когда потребительский рынок насыщается товарами значительно быстрее, чем происходит повышение заработной платы, растет недовольство населения уровнем своих доходов;
в) сопоставление собственных доходов с доходами других людей. При «неудачном» для индивида сравнении возникают негативные эмоциональные реакции и зависть. Особенностью проявления данной реакции является то, что она нередко приводит к «групповой общности» и к конфликтам в процессе распределения. Причину воспринимаемого неравенства доходов индивид или группа могут видеть в себе (недостаточная эффективность труда, невысокая ответственность) либо в других людях, обстоятельствах.
4. Восприятие доходов зависит от характера их получения. Влияние оказывает частота получения средств (ежемесячно, еженедельно, ежедневно), уровень доходов (высокий или низкий) а также постоянность поступления доходов.
5. На восприятие доходов индивидом влияет характер ожидания дохода. В расчет берутся такие аспекты как позитивные или негативные ожидания (например, предвкушение покупок или выплата кредита), оптимистические или пессимистические реакции, связанные с ожиданиями доходов.
6. По мере развития общества доходы все меньше рассматриваются людьми с экономических позиций (как средство для приобретения благ), а все больше с психологических позиций, как фактор социального престижа личности. Эта особенность восприятия доходов более характерна для мужчин, которые оценивают получаемые доходы как показатель их социального статуса, ступени в иерархической лестнице.
7. По мере роста доходов индивида отмечается тенденция к удовлетворению более высоких потребностей, выраженные уже в духовных, а не материальных, денежных характеристиках.