Психологическая экономика как наука только зарождается, поэтому ее предмет, задачи и методы подлежат уяснению с учетом связи с экономической психологией.
Психологическая экономика – это раздел экономической науки, изучающий экономические объекты, процессы и отношения, возникающие под воздействием индивидуальной, групповой, общественной психологии. Она позволяет исследовать, как психология субъектов хозяйствования влияет на экономическую практику, принятие управленческих решений в области экономики и т.д. Если экономическая наука в ее традиционном восприятии концентрирует внимание на собственно экономических объектах, процессах и отношениях, связанных с производством, распределением, потреблением продуктов жизнедеятельности и управлением воспроизводством, то психологическая экономика охватывает ту часть экономики, которая складывается под воздействием человеческой психологии и подвержена ее определяющему влиянию[10].
Основными задачами психологической экономики являются:
1) изучение объективных экономических процессов и закономерностей,
не зависящих от сознания людей (объективная экономика);
2) изучение осознанных рациональных экономических действий, основанных на нормах права, морали и традициях (позитивная экономика);
3) изучение явных и скрытых, сознательных и подсознательных экономических ухищрений во имя личных или узкогрупповых интересов, наносящих ущерб другим людям и ущемляющих их законные права (негативная экономика).
Психологическая экономика, как отрасль экономической науки, пользуется в основном качественными методами: а) формально-логические методы (моделирование, многофакторный анализ); б) эвристические методы (основанные на интуиции); в) социальный анализ; г) коллективное обсуждение, а также опрос общественного мнения. При этом психологическая экономика оперирует не столько цифрами, сколько логикой жизни, мнением экспертов, сложившимися тенденциями.
Экономическую психологию и психологическую экономику можно рассматривать как две стороны единой экономико-психологической дисциплины. В современной науке акцент чаще делается на психологической составляющей экономической деятельности индивидов и социальных групп, и, следовательно, речь идет об экономической психологии.