Становление отечественной экономической психологии приходится на конец 70-х – начало 80-х годов. Отечественная система взглядов сформировалась в основном под воздействием марксистской парадигмы экономического развития, которая привела к созданию экономической теории особого типа. Крайне политизированная, она обосновывала необходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производства на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого народнохозяйственного комплекса страны. Это оказало определенное влияние на направления исследований в экономической психологии.
В этот период психологические исследования в экономике проводились под руководством А.И. Китова, В.Д. Попова, А.В. Филиппова. Отечественные исследователи делали акцент на психологии производителя (анализируя человеческий фактор в производстве), а также на проблемах управления, не затрагивая психологию потребителя. В 1982 году вышла коллективная монография под редакцией ленинградских ученых Е.С. Кузьмина, А.Л. Свентицкого, в которой рассматривались вопросы мотивации работников и управления трудовой деятельностью. В последующем в научных исследованиях психология производителя и потребителя стали рассматриваться в единстве. Именно такой подход можно считать основной чертой, отличающей экономическую психологию от психологии управления, психологии труда и др.
В последние годы российская экономическая психология исследует широкий спектр проблем, находящихся на стыке психологии и экономической науки, опираясь при этом на следующие методологические принципы, которые являются конкретизацией сложившихся принципов научной психологии [13].
1. Принцип культурно-исторической обусловленности экономической жизнедеятельности означает, что законы экономического поведения не являются универсальными, внеисторическими, психологические особенности экономического поведения носят культурно обусловленный характер и определяются особенностями исторического развития общности: любое поведение человека, в том числе и экономическое, рассматривается в контексте социокультурной среды, под которой понимается конкретно-исторический общественный организм, характеризующийся определенным типом культуры, сложившейся системой ценностей и норм, идеями, традициями (социокультурный подход).
2. Принцип субъектности означает, что человек выступает не пассивным
объектом экономических воздействий и влияния экономических условий, но активным субъектом, реализующим различные виды экономического поведения, вступающим в экономическое взаимодействие и экономические отношения с другими экономическими субъектами индивидуальными и групповыми). Основными признаками субъектности являются: активность, сознательность действия, целостность и избирательность.
3. Принцип диалектического единства (а не тождества) сознания и поведения экономических субъектов предполагает возможность не только сходства, согласованности, но и различий, противоречия между экономическим поведением субъекта и его осознанием.
4. Принцип взаимной связи и взаимного влияния экономических и психологических явлений, означающий наличие взаимодействия экономических и социально-психологических явлений в детерминации психологических явлений, связанных с отражением различных сторон экономической жизни и регуляцией экономического поведения индивидуальных и групповых субъектов.
5. Принцип единства теории, эксперимента (эмпирического исследования) и практики означает тесную связь развития теории экономической психологии как с проведением эмпирических, в том числе экспериментальных исследований, так и с практической психологической деятельностью в разных сферах экономической жизни, предполагает обращение психологов-практиков к теории и методам научной психологии и постановку проблем эмпирических исследований исходя из запросов и проблем социально-экономической жизни и развития социума.
6. Принцип комплексности и междисциплинарности предполагает рассматри-вать во взаимной связи три типа экономической реальности:
- рынок (это прежде всего психология потребителя и психология ведения домашнего хозяйства);
- бизнес (поведение и психологические особенности предпринимателя, заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна и др.);
- отношения «общество – гражданин» (налоги, прибыли, инфляция, безработица, воздействие на население мероприятий экономической политики).
Значительный вклад в развитие российской экономической психологии внесли такие ученые как И.В. Андреева, О.С. Дейнеко, А.Л. Журавлев, В.М. Соколинский, В.В. Спасенников и др.