В налоговой психологии используются несколько понятий, отражающих особенности восприятия индивидом государственных доходов, налоговой системы. К ним относятся «чувство налогового бремени», «налоговое противодействие», «налоговый менталитет» и «налоговая мораль» [11].
Чувство налогового бремени означает психологическое ощущение человеком обязанности регулярно выплачивать государству часть своих налогов. Многими это воспринимается как факт потери своих благ. Различают объективное и субъективное ощущение налогового бремени. В первом случае речь идет о процессе реальной выплаты налогов. Во втором случае рассматривается складывающееся у человека субъективное представление об этом процессе, о роли данного субъекта в общем процессе налогообложения в стране.
Исследования, проведенные в Западной Европе и США, были нацелены на выяснение вопроса, является ли субъективное ощущение налогоплательщика о тяжести его налоговой нагрузки объективно правильным. В результате опросов было установлено, что лишь небольшое число налогоплательщиков точно представляет размеры своих выплат в форме подоходного и косвенного налогов. При этом восприятие косвенных налогов отличается от отношения к прямым налогам. С ростом доходов человека восприятие им бремени косвенных налогов недооценивается, в то время как им четко отмечается давление со стороны налога на доходы.
Отмечаются различия при восприятии налогового бремени у представителей различных профессиональных групп. Больше всего оно тяготит предпринимателей, особенно занятых в сфере гостиничного бизнеса и транспорта. В условиях экономики России больше всего чувствуют налоговую нагрузку представители мелкого бизнеса..
Другой важный компонент чувства налогового бремени – ощущение, что по сравнению с другими социальными слоями их собственная нагрузка несправедливо высока. Результаты исследований показали, что значительная часть населения воспринимает свои налоги как слишком завышенные. В то же время многим представляется, что они не получают соответствующего объема благ от государства. В связи с этим перед государством встает задача корректировки сознания граждан путем информирования об истинной роли государства в решении социальных задач.
Налоговое противодействие – это совокупность психологических реакций и действий человека по отношению к налогообложению, стремление избежать налогов в открытой и скрытой форме. Эта реакция обусловлена тем, что у большинства населения налоги ассоциируются со штрафами и, в связи с этим, вызывают противодействие в различных формах, стремление избежать чрезмерного (по их мнению) или оправданного налога.
Выделяют две формы избегания налогообложения: уклонение от уплаты (как правило, в виде незаконного использования налоговых льгот, несвоевременной уплаты или предоставления необходимых для исчисления документов) и обход налогов, когда имеет место сокрытие прибыли или отсутствует учет объектов налогообложения [3].
Особенностью налогового противодействия является то, что оно редко выступает в активной форме, как протест против государства, а чаще представлено в скрытой форме нелегального ухода от налогов. Поэтому данный процесс сложно исследовать. Для изучения поведения налогоплательщика используются такие методы, как экспериментальное моделирование налогового поведения индивида (как правило, не дает истинных результатов), метод самоотчета, а также сравнение самоотчетов и налоговой документации.
Наиболее доступный метод изучения – это экономико-психологический анализ налоговой документации соответствующих ведомств. Так, в результате социологического исследования, проведенного в 2000 году в Беларуси, было установлено, что доходы 20% наиболее обеспеченных семей страны в 1,3 раза превосходят их доходы. Данный факт свидетельствует о том, что значительная часть доходов в этих семьях укрывается от налоговой инспекции [1]. Но и данный метод в некоторых странах (например, в ФРГ) неприменим, поскольку там превалирует право налогоплательщика на налоговую тайну. Проверка может быть проведена финансовым органом, но не учеными.
Именно в разрешении проблемы сокрытия налогов, по мнению Г. Шмольдерса, государству может помочь налоговая психология, которая может предусмотреть поведение налогоплательщика в ходе подготовки к оплате и непосредственно при внесении средств в бюджет.
Налоговый менталитет и налоговая мораль характеризуют отношение к практике налогообложения населения разных стран и различных слоев населения в одном государстве. Налоговый менталитет – это установка человека по отношению к налогообложению. Налоговая мораль отражает позицию личности по отношению к налоговым правонарушениям. Налоговый менталитет, как показали исследования, является производным от общего менталитета нации. Социологические исследования, проведенные в середине ХХ века в европейских странах показали, что наиболее благоприятные налоговый менталитет и налоговая мораль в Англии. Второе место по этим показателям занимает ФРГ, а третье – Италия.
Исследование отношения к налогам, проведенное в России в конце 90-х годов, позволило выявить следующие особенности налогового менталитета россиян [3]. Во-первых, система налогообложения воспринимается респондентами как несправедливая, хотя налоги рассматриваются как неизбежное и разумное явление экономической жизни. Во-вторых, опрошенные отметили, что каждый гражданин имеет право на информацию о распределении средств от налогов, и, в то же время, показали невысокие знания о принципах существующей системы налогообложения. В-третьих, при определении налогообложения как справедливого использовался механизм сравнения в разных проявлениях (своих доходов и расходов с аналогичными показателями у других людей, сравнение своего финансового настоящего и прошлого), а также механизм идентификации собственной экономической ситуации с экономической ситуацией в стране. В-четвертых, представление о рынке как обществе, в котором доход человека пропорционально зависит от интенсивности и качества его работы, характерно для незначительного числа опрошенных. В-пятых, в качестве причины уклонения от налогов указывается механизм подравнивания вкладов и отдач, благодаря чему люди сами «добирают» то, что им не додает государство. В-шестых, респонденты, удовлетворенные своим потреблением, в большей степени согласны с неизбежностью и разумностью доходов, чем неудовлетворенные своей потребительской способностью индивиды. Последние чаще считают налоги кормушкой для чиновников.
В последнее время даже в экономически развитых странах наблюдается нарушение налоговой морали. Так в Британии 7,5%, а в Бельгии 17% подлежащего налогообложению дохода оставалось незаявленным. В США в отдельные годы «налоговая брешь» превышала дефицит федерального бюджета.
Встречаясь с негативными факторами восприятия налогообложения людьми, государство стремится совершенствовать механизмы взимания налогов. Например, налоговый менталитет в ФРГ не столь положителен, как в Англии, но немецкая технология взимания налогов более совершенна. В результате уровень собираемых налогов в обеих странах одинаков. Однако бесконечно совершенствовать технику взимания налогов невозможно. Жесткое принуждение со стороны государства, как показало многонациональное исследование законопослушности налогоплательщиков, выполненное в 60-е годы, является непродуктивным и даже вредным, поскольку создает большее сопротивление чем то, которое призвано было преодолеть.
Среди основных причин разрушения налоговой морали называется осознание того, что средний класс, в отличие от своих бедных и богатых сограждан, платит налогов больше, чем получает выгод от правительства. Бедные платят мало в силу своих невысоких доходов, а богатые имеют возможность использовать легальные пути избегания налогов (например, перемещать капитал, используя различия в налоговых режимах разных стран). Даже штрафы теряют свою силу, если нарушено справедливое распределение доходов между социальными группами. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является учет государством фактора справедливости. Экономическая политика, направленная на распределение налогового дохода внутри группы, повышает тенденцию к соблюдению налоговых правил. Кроме того, равное распределение требует меньше усилий со стороны налогового надзора, чтобы проверить соблюдение правил.
В связи с этим государство должно способствовать тому, чтобы информированность населения сочеталась с доверием к власти и пониманием объективных потребностей общества.