Термин «государственное устройство» обозначает организацию территории гос-ва, соотношение гос-ва как целого с его составными частями. Две формы гос-ного устройства. Унитарное гос-ное устройство предполагает существование единого, слитного гос-ва, подразделяющегося на админ-вно-территориальные единицы и поэтому не включающего в себя никаких гос-ных образований. В нем господствуют единые конституционные принципы, существует только одна система центральных органов власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд), как правило функционирует одна валютная система, одноканальная система налогов, единая система права, одна армия, единое гражданство и т. п. (Франция, Швеция, Финляндия, Эстония, Турция и т. д.). В зависимости от степени централизации унитарные гос-тва делятся на централизованные и децентрализованные (иногда их называют простые и сложные). В бюрократически централизованных гос-вах во главе местных органов гос-ной власти стоят назначенные центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. Демократическая форма централизации допускает большую степень самостоятельности выборных местных органов гос-ной власти в решении их региональных вопросов. Децентрализованным теория называет гос-во, в котором центральные органы гос-ной власти имеют весьма ограниченные права вмешательства в решения местных проблем и где местные органы, избираемые населением, обладают значительным объемом автономии. Указанная форма гос-ного устройства находит применение в том, что требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.). Права по управлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных админ-но-территориальных единиц. Самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. Админ-вно-территориальное деление в разных странах строится по неодинаковым принципам и включает различное число ступеней. Обычно это области, провинции, губернаторства и т. д., из которых состоят единицы областного звена; общины как низовая единица. Во многих странах таких ступеней деления три, в некоторых существует двухзвенное админ-ное деление (Болгария, Коста-Рика и др.), в других – четырехзвенное (Колумбия, Камерун, Сенегал). В мире есть очень мелкие гос-тва, где вообще нет админ-но-территориального деления (Науру и Тувалу в Океании, Бахрейн в Персидском заливе, Мальта в Средиземном море и др.), существуют и страны, в разных частях которых административно-территориальное деление неодинаково (например, Уэльс и Шотландия в Великобритании). Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений. С развитием капитализма, научно-технический прогресса, появлением глобальных эколог-ких проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных гос-в и их образований – федераций, конфедерацией, содружеств и т. д. Сложное или федеративное государственное устройство предполагает существование гос-ва (единого, но сложного), включающегося в себя другие гос-ва-члены или гос-ные. Они рассматриваются как субъекты федерации и занимают всю или почти всю территорию государства. В некоторых федерациях наряду с субъектами есть и несубъекты: федеральные территории, федеральные округа, федеральные владения и др. Несубъекты федерации имеют иной правовой статус по сравнению с субъектами. образования. В этом заключается его отличие от территориальной организации сложного (децентрализованного) унитарного государства. В федеративном государстве админ-но-территориальное деление – это деление субъектов федерации. Число федераций в мире невелико 24 – девятая часть всех гос-в, но это, как правило, крупные страны, в них проживает треть человечества. Федеративное гос-во – союзное гос-во. Гос-ные образования, входящие в состав федеративного гос-ва, могут не являться гос-ами, поскольку они не обладают суверенитетом. Им представлен лишь некоторый эквивалент суверенитета, заключающийся в более или менее широком участии в осуществлении гос-ной власти федерацией. В частности, по мнению Георга Еллинека, «правопорядок союзного гос-ва основан на конституции, которая является его собственным законом и может быть изменена только законом союзного гос-ва, но отнюдь не волей – хотя бы и всех отдельных государств, проявленной в иных, кроме установленных конституцией, формах. В пределах господства союзного гос-ва отдельные гос-тва теряют свой гос-ный характер. В этих пределах их деятельность либо совершенно прекращается и заменяется собственным управлением союзного гос-ва, либо они получают характер самоуправляющихся корпораций наподобие коммунальных союзов, поскольку осуществляют управление через посредство своих органов, согласно законам и под контролем союзного гос-ва. Гос-ная власть федерации в конечном счете исходит от власти вошедших в нее гос-тв. Это может проявляться в разных формах. С одной стороны, всегда выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти, но с другой стороны, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность. Это и их отличает от административно-территориальных образований унитарного гос-ва. В федерации существует два уровня гос-ного аппарата: федеративный и субъектов федерации. На высшем уровне федеративный характер гос-ва выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения гос-ва, всех его регионов. В федерации может существовать государственный аппарат и на местном уровне. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего гос-ного образования. В федеративном гос-тве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего им предоставляется право принятия даже собственной конституции. Принцип приоритета общефедеративного закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федерации. В пределах федерации действуют федеральные законы, а также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних, как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Федеральные законодательные органы могут принимать законы специально для определенных членов федерации и устанавливать им особый правовой статус. Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях. В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации. Собранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их (посредством бюджета) передается для использования субъектам федерации. Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федераций. Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит юридическое положение гос-ных образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и ее членами. Как правило, эти отношения в основном определяются конституцией федерации или федеративными договорами. Поэтому в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип. Выделяют федерации договорные и конституционные. Известны и две иные основные формы федерации: на основе союза и на основе автономии субъектов федерации, причем в обоих случаях важно различать их историческое происхождение, юр. статус и фактическое положение. (Чиркин) США, Швейцария, Танзания, ОАЭ возникли как федеративные гос-ва на основе союза. Другие федерации являются ими на основе автономии их субъектов. К таковым относятся Бельгия, Венесуэла, Нигерия, Индия, Австрия, Пакистан и другие гос-ва. В отечественной литературе по-прежнему делят федерации на национально-гос-ные и админ-вно-территориальные. В основе первой должны лежать национальные факторы и поэтому они имеют место в многонациональном гос-ве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы гос-ности и т. д., могут иметь место и культурные автономии. В основу админ-но-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы. Однако существующие ныне федерации (кроме Бельгии с 1993г.) построены не на национально-территориальной основе. В большинстве гос-в мира федерация рассматривается не как форма решения национального вопроса, а как форма децентрализации управления. Поэтому нигде число субъектов федерации не соответствует числу национальных групп (этого нет и в Бельгии, как не было и в прежнем Советском Союзе). Существующие в настоящее время федерации (за частным исключением упомянутой Бельгии, в которой созданы три национально-территориальные единицы и один особый район, ОАЭ и России) основаны на политической автономии в той или иной степени их субъектов, хотя в конституционных документах положения об этом встречаются редко.