Выполняются для: смены долота, проведения исследовательских работ, ликвидации аварий, спуска хвостовика (обсадн. колонны).Для проведения СПО используют спец. устр-ва и механизмы: буровая вышка, лебедка, талевая система, ротор, автоматический бур. ключ АБК, подсвечник, мех. ключи, элеватор, пневматический клиновой захват.Талевая система состоит из неподвижного крон-блока, установленного в верхней части буровой вышки, талевого блока, соединенного с крон-блоком талевым канатом, один конец которого крепится к барабану лебедки, а другой закреплен неподвижно, и бурового крюка. Талевая система служит для уменьшения натяжения талевого каната и для снижения скорости движения бурильного инструмента, обсадных и бурильных труб. Иногда применяют совмещенную конструкцию талевого блока и бурового крюка – крюкоблок. Лебедка служит для спуска и подъема бт, удержания на весу б инструмента, подтаскивания различных грузов, подъема оборудования и вышек в процессе монтажа. Для механизации операций по свинчиванию и развинчиванию бт, внедрены автоматические буровые ключи (АКБ).Элементы СПО:1) СПУСК: Подъем порожнего элеватора – маш, вывод свечи из-за пальцев из подсвечника – ручн, подвешивание свечи на элеваторе – ручн, свинчивание свечи с колонны, закрепленной в роторе маш-ручн, спуск на длину свечи маш, закрепление в роторе свечи маш.2) ПОДЪЕМ: закрепление элеватора на свече ручн, подъем на длину свечи маш, закрепление колонны в роторе маш, отвинчивание свечи маш-ручн, установка свечи за палец и на подсвечник ручн,спуск порожнего элеватора маш.Свеча – комплект, состоящий из 2х или 3х бурильных труб для снижения времени на свинчивание и развинчивание.Для повышения технико-экономических показателей и снижения затрат на спуско-подъемные операции можно использовать одно из 2х направлений:1.Увеличение рейсовой проходки (выигрыш 20-30%) (чтобы инструмент больше работал на забое скважины): использование сверхтвердых материалов на вооружение долот; использование долот со спец. герметизирующими приспособлениями, современных буровых растворов, специальных калибрующих и центрирующих устр-в, амортизаторов; оптимизация режимов бурения. 2.Снижение времени на один спуск-подъем (выигрыш 15-20%): внедрение автоматизации, увеличение длины свечи и высоты вышки, уменьшение массы бурильных труб, изменение конструкции скважины.