Все шпаргалки /
Бурение скважин /
Конструкции опор шарошечных долот, их отличительные особенности для низкооборотного и высокооборотного бурения.
Опора шарошки долота обычно состоит из консольной цапфы составляющей единое целое с лапой и подшипников, позволяющих шарошке при вращении долота свободно вращаться относительно цапфы и передавать осевые и радиальные нагрузки. Один из подшипников одновременно с отмеченными функциями выполняет также роль запирающего фиксирующего устройства, удерживающего шарошку на цапфе от продольного смещения. Поэтому такой подшипник называют замковым. Как правило, он выполняется в виде шарикоподшипника. Его шары заводятся в соответствующее гнездо через цилиндрический проход, просверливаемый в цапфе и запираемый после их установки специальной деталью, называемой замковым пальцем. Эта деталь имеет форму штыря и выполняет роль пробки, заходящей в проход и не позволяющей Малый подшипник чаще всего выполняется в виде подшипника скольжения с втулкой, которая впрессовывается в гнездо, высверливаемое в шарошке. Втулку часто называют фрикционной. Торцовая (концевая) и боковая поверхности цапфы на участке этого подшипника, как правило, наплавляются тонким антиабразивным покрытием. В состав опоры, как правило, входит также подшипник в виде планшайбы с накаткой по боковой поверхности и со шлифованным днищем. Подпятник впрессовывают в соответствующее ему гнездо, высверленное днище шарошки. Его нередко называют концевым упорным подшипником, однако под концевым подшипником также подразумевается малый подшипник с фрикционной втулкой или весь комплекс элементов скольжения, включая втулку и подпятник. Если опора долота герметизирована, в ее состав чаще сего включают сальниковое уплотнение, гибкую диафрагму (являющуюся основной деталью компенсатора), заполняемый смазкой резервуар или лубрикатор, каналы для смазки и крышку или пробку компенсатора, перекрывающую полость резервуара. В Российской Федерации для бурения нефтяных скважин выпускается одно-, двух- и трехшарошечные долота. При низкооборотном бурении опоры выполнены с подшипниками скольжения. При высоких оборотах фрикционные подшипники быстро выходят из строя, поэтому устанавливают подшипники качения.