Все шпаргалки /
Биология /
Первое эволюционное учение Ж.Б. Ламарка. Идеалистические и материалистические элементы учения.
Ж.Б. Ламарк создал единственную система-тику животных, основанную на принципе родства между организмами. Занимаясь классификацией животных, Ламарк пришел к выводу, что виды не остаются постоянными, а постоянно изменяются. Всех известных в то время животных Ламарк разделил по уровню их организации на 14 классов. В его системе, в отличии от системы Линнея, животные размещены в восходящем порядке – от инфузорий и полипов до высокоор-ганизованных существ. Ламарк считал, что классификация должна отражать «порядок самой природы», т.е. её прогрессивное развитие. Все 14 классов животных Ламарк разделил на 6 града-ций. Усложнение животного мира носит как бы ступенчатый характер и поэтому названа Ламар-ком градацией. В факте градации Ламарк увидел отражение хода исторического развития органи-ческого мира. Ламарк впервые в истории биоло-гии сформулировал положение об эволюцион-ном развитии живой природы: жизнь возникает путем самозарождения простейших живых тел из веществ неживой природы. Дальнейшее развитие идет по пути прогрессивного усложнения организмов, т.е. путем эволюции. Ламарк пришел к выводу что в природе существует некий закон стремления организмов к совершенствованию. Главным фактором изменчивости организмов Ламарк считал влияние внешней среды. У животных не имеющих Ц.Н.С. изменения возникают прямым путем, а у животных имеющих Ц.Н.С. косвенным. Изменение условий жизни изменяет потребности животных, что вызывает изменение его действий, привычек, поведения. Вследствие чего одни органы больше упражняются, а другие меньше. При упражнении органы развиваются (длинный язык у муравьеда, перепонки между пальцами), а при не упражнени-ях не доразвиваются(глаза у крота, крылья у страуса). Этот механизм изменения органов Ламарк назвал законом не упражнения и упраж-нения органов. Если изменения органов становят-ся полезными, то они наследуются следующими поколениями. В ламарковском толковании причин изменения видов в природе есть серьезные недостатки. Так, влиянием упражнений и не упражнений органов нельзя объяснить изменение таких признаков, как длинна волос покров, густота шерсти, жирность молока, окраска и др. которые не могут упражняться. Кроме того, как теперь известно, не все изменения, возникающие у организмов под влиянием окружающей среды, наследуются.