Политикой открытого рынка называют куплю-продажу центральным банком государственных ценных бумаг (ц.б.) с целью оказать влияние на денежный рынок. ЦБ продавая коммерческим банкам (к.б.) государственные ц.б., ограничивает кредитную экспансию КБ, снижает денежную массу в обращении ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок и повышает курс рубля. При продаже или покупке ц.б. ЦБ пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств к.б. и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ц.б. на открытом рынке он увеличивает резервы к.б. и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса в период высокой конъюнктуры ЦБ предлагает купить к.б. ц.б., чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и населению. Проводить эту политику ЦБ может двумя путями: 1. он может открыть объем купли-продажи, уровень процентных ставок по которым банки могут покупать ц.б. Курс продажи ц.б. устанавливается в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. 2. ЦБ может устанавливать процентные ставки, по которым он готов покупать ц.б.Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Банки приобретают ц.б. у ЦБ только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда ЦБ предлагает бумаги на более выгодных условиях. Когда необходимо поддержать ликвидность и кредитную активность коммерческого банка (к.б.) ЦБ выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае используются перекупочные соглашения (когда ЦБ обязуется купить ц.б. у к.б. с условием что последние спустя время осуществляют обратный процесс но со скидкой РЭПО. Эта скидка может быть фиксированной или плавающей.Рынок государственных ц.б. на протяжении 96–98 гг. оказывал решающее влияние на состояние российского финансового рынка и выступал главным инструментом денежно-кредитной политики ЦБ. Это определялось широким присутствием на нем нерезидентов, на их долю приходилось 32 % ГКО-ОФЗ в обращении. Нерезиденты обеспечивали массовый приток валютных средств на рынок ГКО-ОФЗ, что стимулировало снижение доходности государственных облигаций. С другой стороны международный финансовый рынок стал влиять на российский рынок и способствовал его кризису. Характерной чертой рынка государственных ц.б. в 98 г. являлось последовательное изменение котировок. Доходность портфеля ГКО (государственные краткосрочные облигации) выросла с 33 % до 71 %. И Минфин проводил их погашение с помощью средств федерального бюджета. Минфин провел реструктуризацию – добровольный обмен ГКО на еврооблигации со сроком обращения 7-20 лет, а также отказался от эмиссии ГКО, но кардинального оздоровления рынка не произошло и в августе торги остановились. Перед ЦБ выросла задача разработки механизма восстановления финансового рынка, т. к. операции на открытом рынке являются важным элементом регулирования ликвидности банковской системы. ЦБ предложил собственные краткосрочные бескупонные облигации России – ОБР до 3 лет. ЦБ предоставил возможность КБ использовать их в качестве залога под ломбардные кредиты и кредиты овердрафт. На этапе восстановления финансового рынка возрастает значение регулирующей деятельности ЦБ. Улучается положение рынка валютных государственных бумаг. Сейчас активизируется сектор корпоративных долговых обязательств – облигации, обеспеченные ипотекой, коммерческие векселя и др., что позволяет перелив государственных ц.б. в корпоративные.