Баланс КБ – это сводная итоговая таблица в которой отражены обобщенные статьи, характеризующие пассивные и активные операции на определенную дату. Балансы КБ подразделяются на годовые и промежуточные: полугодовые, квартальные, ежемесячные. Ежемесячно на 1 число банк представляет баланс в главное управление ЦБ РФ. Актив: 1) денежные средства, счета в ЦБ. 2) средства в банках и кредитных учреждения. 3) вложения в ц.б. 4) кредиты предприятиям, организациям, населению. 5) основные средства (ОС) и нематериальные активы (НМА). 6) прочие активы. Пассив: Обязательства: 1) средства ЦБ. 2) средства банков и кредитных организаций. 3) средства клиентов, включая вклады населения. 4) выпущенные банком долговые обязательства. 5) прочие обязательства. Собственные средства: 1) Уставный капитал (УК). 2) Прочие фонды и другие собственные средства. 3) прибыль (убыток) за отчетный год. 4) использование прибыли. 5) нераспределенная прибыль (убыток). Анализ баланса банка необходим при установлении корреспондентских связей одного банка с другим, предоставлении кредитов и других межбанковских отношений. Задача анализа банка – установление надежности, платежеспособности банка, его способности покрывать возможные убытки за счет собственных средств. Баланс банка – средство рекламы для привлечения потенциальных клиентов и партнеров, средство банковского менеджмента. Методы анализа. 1) Горизонтальный анализ. 1) строится на основе группировки А и П (по отдельности). Берется баланс на две даты. 2) определяются темпы роста: итоговая сумма группы на последнюю дату делится на итоговую сумму статей группы на предпоследнюю дату. При помощи горизонтального анализа возможно: определить темпы роста статей баланса, определить тенденции изменения статей, спрогнозировать рост или уменьшение суммы статей. Т. е. рассматривается динамика изменения статей баланса. 2) Вертикальный анализ (структурный анализ). Строится на основе определения удельных весов отдельных групп. Удельный вес = сумма группы баланса/ баланс нетто * 100 %. 1) Позволяет определить структуру пассивов и активов, т. е. какой объем занимает та или иная группа. 2) оценить состав клиентской базы 3) определить стоимость банковских ресурсов 4) выявить основные виды активных операций 5) выявить зависимость банка от МБР 6) определить наиболее и наименее эффективные вложения банка 7) подготовить мероприятия по управлению П и А. 3) Коэффициентный анализ. Для оценки структуры пассивов: 1) Коэффициент клиентской базы = сумма вкладов ф.л. и ю.л. / общий объем привлеченных банком средств. Показывает качество ресурсной базы + устойчивость и независимость от МБК и бюджетных средств. (= 1) 2) Коэффициент диверсификации клиентской базы = привлеченные средства ф.л. / привлеченные средства ю.л. Показывает степень устойчивости ресурсной базы. (если 0 то работа только с ю.л.) 3) Коэффициент покрытия = собственный капитал нетто / сумма привлеченных средств. Степень защиты интересов вкладчиков собственным капиталом. Для оценки структуры активов: 1) Коэффициент достаточности капитала = капитал нетто / сумма активов, приносящих доход. Если К > 1 – не работают средства. 2) Коэффициент текущей ликвидности = ликвидные активы банка / обязательства до востребования. К < 1 плохо, =1 – идеал, > 1 – проедает капитал. 3) Коэффициент защищенности от риска = резервы под возможные потери по ссудам / ссудная задолженность. Показывает сколько активов приносящих доход могут быть компенсированы за счет полученной прибыли и созданных резервов.