Назначение трансмиссии — передача механической энергии на ведущие колеса автомобиля, где в результате взаимодействия колес с опорной поверхностью создается касательная сила тяги, которая и обеспечивает движение машины. В трансмиссии происходят преобразование вращающего момента и одновременно изменение скорости вращения валов пропорционально передаточному числу.
К трансмиссиям предъявляют следующие основные требова-ния: высокая надежность и возможно меньшие потери передаваемой энергии (высокий КПД) во всем диапазоне режимов работы машины; обеспечение функциональных требований, предъявляемых к машине данного типа; возможно меньшие габаритные размеры и масса; рациональный подбор передаточных чисел для обеспечения требуемых значений тяговых усилий и скоростей движения машины; вращение колес с различной скоростью и осуществление блокировки как межосевых, так и межколесных дифференциалов для улучшения проходимости в тяжелых условиях эксплуатации в сельской местности или на технологических операциях в поле; легкость управления; удобное расположение органов управления; доступность и малая трудоемкость технического обслуживания и ремонта; шум и вибрация от трансмиссии в пределах установленных норм; возможность отбора мощности для привода рабочего оборудования, дополнительных механизмов и устройств.
Классификация трансмиссий. По способу передачи энергии трансмиссии делят на механические, гидромеханические, элект-ромеханические, гидрообъемные.
В механических трансмиссиях (рис. 15.1, а, б, в, д) передача энергии происходит за счет механического трения в сцеплениях, а также соединениями валов, шарнирами и зубчатыми колесами.
В электромеханической трансмиссии (рис. 15.1, г) двигатель 1 (как правило, дизель) вращает ротор электрогенератора, энергия которого по электрическому кабелю передается электродвигателю и далее через зубчатый редуктор ведущим колесам или электродвигателям, вмонтированным в ведущие колеса. Электромеханическая трансмиссия при наличии соответствующей регулирующей аппаратуры обладает высокими преобразующими свойствами и автоматически приспосабливается к меняющейся нагрузке, а двигатель работает в оптимальном режиме. Ввиду высокой стоимости, сложности конструкции, использования дефицитных материалов и большой массы электрические трансмиссии экономически выгодно применять на автомобилях грузоподъемностью выше 80 т
Рис. Схемы трансмиссий:
а, б, в, д— механической в автомобилях с колесной формулой соответственно 4x2, 4x4, 2x4, 4x4; г — электромеханической; 1 — двигатель; 2 — сцепление; 3— коробка передач; 4— карданный вал; 5—задний мост; 6 — раздаточная коробка; 7—передний ведущий мост с шарнирами равных угловых скоростей; 8— карданный вал на передний ведущий мост; 9— полуоси с шарнирами равных угловых скоростей; 10—электрогенератор; 11 — электропровод; 12, 15—бортовые редукторы; 13, 14 — тяговые электродвигатели; 16 — силовой агрегат (совместно двигатель, сцепление, коробка передач, главная передача, дифференциал)