Раздаточные коробки:
Предназначена для распределения крутящего момента между ведущими мостами а/м.
Классификация: По характеру делений силового потока (с постоянным или дифференциальным приводом; с блокированным приводом; со смешанным приводом). По количеству ступеней (1-о и 2-х ступенчатые коробки). По числу выходных валов (2-х и 3-х вальные раздаточные коробки). По расположению валов привода ведущих мостов (с соосными и несоосными валами). По периодичности вкл привода вспомогательного ведущего моста (с постоянно вкл мостом; с периодическим вкл ведущего моста)
Если передние и задние оси постоянно включены или заблокированы, то при движении машины на повороте, когда колеса идут по дугам разного радиуса, или при возможной разнице диаметров колес может возникнуть кинематическое рассогласование (кинематическое несоответствие). Это создает циркуляцию так называемой паразитной мощности.
На рисунке показана схема движения автомобиля с по-стоянно включенным приводом переднего и заднего мостов и соосным расположением выходных валов раздаточной коробки. При кинематическом несоответствии передние колеса могут проскальзывать относительно дороги и на них действует отрицательная касательная сила Pj. (горизонтальная реакция дороги, направленная против движения машины). Эта сила образует на передних колесах вращающий момент, который передается через передний мост, карданный вал, раздаточную коробку и задний карданный вал на задние колеса (показана штриховой линией), где складывается с вращающим моментом, поступающим от двигателя. Оба момента образуют суммарную положительную касательную силу тяги Рк, вызывающую движение машины. Часть касательной силы задних колес Рк через остов машины передается на передние колеса и преодолевает сопротивление касательной силы передних колес Рк.
Межосевой дифференциал позволяет колесам переднего и заднего мостов вращаться с различной мощностью. В случае отсутствия межосевого дифференциала, при движении по дороге с твердим покрытием необходимо выкл передний мост.
В раздат коробках используют межосевые дифференциалы: симметричные (когда вес груженного а/м равномерно распределяется между передним и задним мостами) и несимметричные (когда развесовка неравномерная).