Племена савроматов (7-4 вв. до н.э.) жили в поволжско-приуральских степях. Геродот звал их «женоуправляемыми», чему есть археологические подтверждения (раскопки «женских» курганов). Основа хоз-ва – кочевое скотоводство. В 4-3 вв. до н.э. сложились новые племенные союзы, симбиоз с восточными племенами. Эти новые образования известны уже как сарматы (3 в. до н.э. – 4 в. н.э.). Ко 2 в. до н.э. сарматы вытеснили скифов с их территории (от Тобола до Дуная). Сарматские племена: аланы, роксаланы, сираки. Археологически сарматы изучены по погребениям, что характерно для кочевого народа. Инвентарь мало чем уступает скифскому. Есть орнамент звериного стиля. Прослеживается греческое влияние (на материале кургана Хохлач в Новочеркасске). Имущественное расслоение свидетельствует о зарождении государственности. Сарматская керамика делалась без гончарного круга. Характерны бронзовые котлы на высокой ножке. Оружие сарматов отличалось от скифов: они имели длинные мечи для рубки с коня, кинжаты они привязывали ремнями к правой ноге. Стрелы, как и у скифов, трехлопастные, но более крупные и железные. Сарматы использовали металлический доспех (пластинчатый или кольчужный), видимо, заимствованный из Малой Азии или от римских войск. Для сарматской культуры с конца 2 в. до н.э. характерен полихромный стиль, при котором одежда украшается цветными бусами, эмалью. К 4 в. его художественность падает. Около 2 в. н.э. название сарматов вытесняется именем аланов. В 4 в. н.э. сарматы были разгромлены гуннами. Часть сарматов участвовала в Великом Переселении Народов. Аланский язык лег в основу осетинского языка.