Изучение дружинных курганов тесно связано с нормандской теорией, то есть с идеей о том, что государственность появилась у славян в результате внешнего, нормандского вмешательства. Для верификации этого тезиса необходимо доказать, какого происхождения дружиное оружие, инвентарь и сами дружинники. Если в кургане скандинавский обряд сочетается с находками скандинавских вещей, то имеются основания говорить о скандинавской принадлежности погребенного. Религиозные представления и обрядность очень устойчивы. Нормандским является обряд возложения на плечики погребальной урны железной гривны с молотковидными привесками (отражен. мифа о Торе); также обряд трупосожжения в ладье (встречен в Гнездове). Чертой скандинавов является младшеруническая письменность. На территории Древней Руси такая письменности более или менее распространена, но в дружинных центрах она известна только из Тимерева. Норманисты считают, что мечи из дружинных курганов – скандинавского происхождения. Но мечи появились в 8 в. во многих частях Европы и на Руси в том числе. На лезвии меча, найденного под Полтавой, обнаружено клеймо русского мастера. Меч датируется 1000-1050 гг. Таким образом, производство мечей каролингского типа существовало и на Руси, хотя и некоторая часть мечей была доставлена и из Скандинавии. Русские ромбовидные стрелы – в противовес ланцетовидным – преобладают в Гнездове, Тимереве и Шестовице. Древнерусские сфероконические шлемы, не встречаемые в Скандинавии, также характерны для погребений. Вывод: во всех дружинных кладбищах число погребений, которые можно считать скандинавскими, невелико. В господствующем классе скандинавы не составляли большинства. Русская знать в основном была славянской. В 11 веке влияние не прослеживается.