Научные парадигмы являются моделями объяснения и интерпретации поведения изучаемого объекта: природного, социального, психологического или культурного явления. Диалектическая парадигма. Диалектика перехода культуры из одной формы в другую посредством активности человека(группы). Диалектическая парадигма помогает понять культуру и как организм, и как продукт деятельности людей (статический и динамический срезы культуры). Структурно – функциональная парадигма, позволяющая понять и объяснить порождение и функционирование форм и структур социального взаимодействия. Объяснения возможны с позиций потребностей, социального действия, социальной системы. Структуралистская парадигма, помогает исследовать символическую организацию культуры, т.е. трансформацию стимулов во внутренние концепты, а последних в знаки и значения. Структуралистская парадигма объяснения культуры позволяет утверждать, что опыт лишь тогда переходит в область культуры, когда он осмыслен, обозначен, представлен и нормирован в семиотическом поле. Феноменологическая парадигма. Применяется для описания целостных явлений.1 наука о предметах опыта (Ламберг), она изучает принципы чувственности;2 «негативная наука», содержащая критику чистого разума (Кант);3 учение о становлении знания (Фихте), изучение наличных форм сознания (Гегель); инвайроментальная парадигма применяется при описании и объяснении взаимоотношений человека и его среды (природной, социальной). А сейчас парадигма актуализируется в связи с кризисом природной среды человеческого существования – состоянием экологии