Суть маркетинговой деятельности заключается в формировании реальной величины спроса, в воздействии на потребителя для побуждения его к приобретению товара, в разработке реальных программ действий организации на конкретном рынке. Основная цель маркетинга – определить величину спроса на конкретный товар, выраженную в показателях объема продаж и его доли на рынке, и средствами маркетинга содействовать его достижению. Функции маркетинга заключаются в исследовании и формировании его средствами осуществления воспроизводственных процессов, обеспечивая их непрерывность, снижение издержек и уровень эффективности, достаточный для развития организации. Посредством маркетинга производственно-хозяйственные организации решают проблемы потребителя (заказчика). Эффективность маркетинга – в последовательности действий и комплексном использовании принципов, методов и средств маркетингового воздействия. В антикризисном менеджменте, особенно на стадии поиска путей выхода из экономического кризиса, существенное значение может иметь комплексный характер используемых в процессе маркетинга средств и методов выявления рыночных возможностей организации, ее сильных и слабых сторон, а также комплексный анализ обширной информации о динамике социально-экономических процессов. Вырабатывая антикризисную политику, маркетинговый менеджер опирается на внутренние факторы организации: производственно-технологические особенности, ресурсный потенциал, характер внутренней атмосферы, уровень развития прогнозирования, планирования, информационного обеспечения, мотивации персонала, оргструктуры управления и контроля.Анализ рыночных возможностей организации осуществляется с использованием факторов маркетинговой среды и, прежде всего микросреды, в которой функционирует организация. В кризисных условиях важны надежность партнеров и поставщиков, формирование новых и поддержание действующих связей и контактов с потребителями. Особую значимость имеют стратегии конкурентов, их преимущества, логика поведения на конкретном рынке (товарном, инвестиционном, финансовом, ресурсном). Исследование коммуникаций и отбор информации позволяет маркетинговым службам осуществлять контроль ситуации на рынках в отдельных регионах страны и мира. Основные антикризисные управленческие решения по укрупненным видам маркетинговой деятельности. (таблица)
Виды маркетинговой деятельности:Виды решений1. Анализ и оценка рыночных и маркетинговых возможностей организации:Оценка и ранжирование факторов маркетинговой среды, тормозящих функционирование организации и их нейтрализацияЭкспертная оценка риска работы на конкретных рынках, определение границы риска и условий неопределенностиОценка возможных преимуществ организации в функционировании на реальных рынках2. Отбор целевых рынков:Оценка спроса и вероятности освоения рынкаФормирование потребности в продукте на новых сегментах рынкаОценка негативных и позитивных факторов, влияющих на формирование целевых сегментов и условия их освоения3. Разработка комплекса маркетинга:Выбор критериев инновационных решений по профилирующей продукцииВыбор методов оценки уровня ценВыбор средств и методов управления процессом выведения товаров на рынки и их продвижение к потребителюВыбор средств и методов управления сбытом продукцииВыбор средств и методов предоставления фирменных услуг (сервиса)Оценка эффективности коммуникаций, средств и методов рекламной кампании4. Разработка и реализация маркетинговых программ:Обоснование антикризисных программ организации, стратегических и тактических планов, бизнес-плана