На процесс формирования инновационной системы влияет уровень инновационного потенциала предприятия, т. е. его возможности в достижении поставленных целей. Реализация этих целей выступает как один из способов получения высокой прибыли, увеличение конкурентных возможностей на рынке, решение проблемы выживания и конкретно кризисной проблемы. Предприятие тем успешнее избегает кризисные ситуации, чем больше инновационный потенциал предприятия.Существуют управленческие и технические факторы, которые определяют инновационный потенциал предприятия:1) состояние системы управления;2) уровень развития производства;3) тип организационной структуры;4) тенденции действующей политики;5) понимание потребности в изменениях и готовность к ним персонала.На следующие группы можно подразделить факторы, которые определяют уровень инновационного потенциала:1) факторы инновационного процесса как непосредственно самостоятельного объекта управления;2) факторы внешней среды;3) факторы внутренней среды.Эта группа представляет собой набор собственных внутренних возможностей как сложной системы, которая определяет ее развитие.Постановка целей, разработка проектов и инновационных решений – такие элементы инновационного процесса здесь выделяют в первую очередь.Состав складывается из возможностей данного предприятия. Эти возможности проявляются в широком спектре аспектов:1) финансово-хозяйственное положение;2) положение организационной структуры управления;3) организационно-технический уровень коммуникационной системы;4) величина материальных и инновационных ресурсов.5) профессионализм и решительность управленческих кадров.Сильное влияние на развитие инновационного потенциала оказывают факторы представленные ниже в таблицеОтличительные признаки инновационных предприятий:1) необходима организация специальной группы, которая могла бы отвечать за создание новых идей;2) эта группа должна заниматься поиском источников информации;3) стимулирование творческой активности персонала;4) поощрение менеджерами инновационной активности служащих;5) строгая стратегия управлениями нововведениями.Анализируя эти признаки, нужно отметить, что если первые четыре признака характеризуют организационную политику фирмы, то пятый – необходимость существования инновационной стратегии, создающей условия для разработки новых идей.Инновационная стратегия тесно взаимодействует с принципами предпринимательского управления.Она требует от руководителя:1) способность предвиденья;2) мужество и реализм;3) предпринимательский подход;4) воображение;5) инициативность.Способность определения приоритетов – важнейшее условие управления. На управляющих лежит ответственность за инновационную стратегию. Связанная с этим задача руководства состоит в следующем:1) выявить управленческий потенциал;2) периодически рассматривать потенциалы талантов их работников;3) четко устанавливать цели управленческой подготовки;4) выделять соответствующие ресурсы.Различают два типа инновационной стратегии:1) адаптивная – характеризуется тем, что предприятие пользуется нововведением как ответной реакцией на изменения, происходящие на рынке. Это делается с целью сохранения своих позиций в рыночных условиях, иными словами с целью выживания. Эту стратегию характеризует концепция усилий с помощью некоторых изменений и улучшений уже существующих продуктов, технологий, рынков, часто находящихся в русле сложившихся, традиционных для данной организации способов достижения успеха. Эта проблема чаще всего стоит перед предприятиями, занимающими прочные места в определенной отрасли, но не смогли отказаться от привычных подходов. Организации, придерживающиеся адаптивной стратегии, могут продолжить свой привычный путь, который в прошлом привел их к успеху только в такой ситуации, если конкурентные условия остаются относительно стабильными. Но при этом подходе нет возможности переоценивать методы решения проблем, если условия резко меняются. В этом заключаются опасность адаптивного подхода;2) конкурентная – здесь нововведение используется как отправной пункт для достижения успеха. Нововведение является средством достижения конкурентных преимуществ. Данная стратегия основана на творческом подходе и предполагает обратную связь анализа инновационной среды предприятия. Она складывается из факторов инновационного потенциала. Для этой стратегии необходимы постоянные инновации и усовершенствования предприятия с помощью постоянной оценки в области способов анализа и решения проблем.Ярчайшим примером такой стратегии является южнокорейский конгломерат Samsung. Сейчас он состоит из 25 фирм, которые выпускают широчайший ассортимент продукции: компьютеры, грузовые автомобили, строительное оборудование, морские суда и т. д. На рынке Samsung уже более пятидесяти лет, сначала он только копировал образцы и чужую продукцию, но теперь на его счету многочисленные разработки в области электроники. Спецификой его стратегии являются интенсивные инвестиции в исследования, разработки, развитие производства и подготовку квалифицированных кадров. Ежегодно на эти цели расходуется у них 2,5 млрд долларов. Одним из аспектов стратегии Samsung является перевод цехов сборки несложных изделий в страны с дешевой рабочей силой.Ученые выделяют четыре уровня организационного опыта:1) уровень внешнего окружения – конкуренты, потребители, условия;2) уровень действий предприятия – инновационная стратегия и методы управления;3) уровень методов и процессов выявления, определения и решения проблем (уровень знаний, культура);4) уровень организационного сознания, в который входят три предыдущие.Существуют организации, целью которых считается использование всех уровней организационного опыта. Такие организации часто экспериментируют и анализируют неудачи и достижения, делают выводы. Два важных аспекта творчества: личная гибкость – способность менять свое поведение под влиянием реальности.Менеджеры должны уметь отказываться от привычек, расширять возможности своего поведения; желание принимать риск. Главная задача здесь освободить менеджеров от страха проиграть.