Этап 1: Диагностика состояния предприятия: установление диагностикой ненормального состояния предприятия, состояние предприятия характеризуется 2 составляющими:- с экономической т.з. финансовое и технико-экономическое диагностирование – это периодическое исследование соответствующих аспектов состояния предприятия с целью уточнения тенденции развития всех видов деятельности, положения и принятия экономических и социально обоснованных управленческих решений;- с организационной т.з. – это система методов, приемов и методик проведения исследований для определения целей функционирования предприятия, способы их достижения, выявления проблем и выбора вариантов их решения.Диагностика необходима для выработки стратегии и тактики хозяйственного поведения пред-ия в условиях быстро меняющейся конъюнктуры, когда необходимо ответить «где находится предприятие», «каковы итоги и условия его деятельности».Предметом диагностирования явл-я финансовый и технико-экономический уровни развития предприятия.Финансовый уровень – выявление сравнительного преимущества производить продукцию с относительно меньшими альтернативными издержками, оценка обеспеченности бизнеса необходимыми ден-ми средствами для осуществления нормальной хоз-ой деятельности и своевременного проведения денежных расчетов.Технико-экономический уровень – комплексная качественная характеристика уровня развития производственных сил, оценка эффективности их использования и анализ конечных результатов.Этап 2: Антикризисное прогнозирование: разработка прогнозов, которые представляют собой научно обоснованные заключения о возможных состояниях объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках функционирования предприятия.Различают статистическое прогноз-е – исследование тенденций изменения показателей на основе стат-их методов; и эмпирическое прогноз-е – основанное на опыте и знаниях маркетологов.Целью антикризисного прогнозирования является получение научно обоснованных вариантов тенденций изменения финансового и технико-экономического состояния предприятияЭтап 3: Маркетинг: предполагается проведение исследования конъюнктуры рынка с целью выявления характера и силы влияния внешних факторов, определить конкурентные преимущества предприятия, сформировать возможные варианты стратегии его поведения на рынке, выделить факторы успеха, для достижения стратегических целей дальнейшего развития предприятия.Эта задача реализуется путем диагностики состояния внешней среды, которая позволяет улавливать предпосылки угроз для состояния предприятия.Для этой цели используется: размер рынка, объем и стабильность спроса, размеры сегментов потребителей, чувствительность рынка к изменениям внешних факторов, уровень конкуренции, конъюнктура рынка ресурсов, сильные и слабые стороны конкурентов.Этап 4: Антикризисное план-ие: определяются основные показатели ожидаемого развития предприятия с наименьшими затратами и выявляются источники и сроки погашения задолженности перед кредиторами.В АМ различают 2 типа планирования:- планирование профилактических мер, которые направлены на предотвращение кризиса;- планирование финансового оздоровления предприятия, которое находится в состоянии кризиса.Этап 5, 6: Антикризисные управленческие решения (АУР) – это результат диагностики, планирования и прогнозирования.АУР должно отвечать на следующие вопросы: что делать? Что делать в 1-ю очередь? Как делать? С какими производственными затратами? В каком количестве? В какие сроки? Где? Что даст выполнение этого решения?Процесс принятия УР включает следующие операции: подготовка к работе, выявление проблем и формулирование целей, поиск информации и ее обработку, выявление возможностей ресурсного обеспечения, ранжирование целей, дробление целей, формулирование заданий подчиненным, оформление необходимых документов.Качество УР – это совокупность параметров решения обеспечивающих реальность его реализации, к ним относятся:- степень риска вложения инвестиций;- вероятность реализации решения по показателям качества затрат и сроков.- степень адекватности теоретической модели к фактическим данным, на основании которых она была разработана.Управленческие решения различают следующим способом:А) по методу их выработки:- интуитивные УР, основанные на собственном ощущении и интуиции руководителя;- осмысленные, основанные на здравом смысле и осмыслении ситуации;- рациональные, опирающиеся на строгие расчеты, полученные с применением методов экономического анализа, обоснования и оптимизации.Б) по проявлению характера и настроения руководителя:- уравновешенные, принятые внимательным критически относящимся к своим действиям руководителем;- импульсивные, принятые «с наскока» и неподкрепленные экономическими обоснованиями;- рискованные, не имеющие обоснования и основанные на уверенности руководителя в успешном исходе дела;- осторожные, отличающиеся сверх критичным подходом к делу и характеризующиеся качеством оценки всех вариантов.Этап 7: Осуществление антикризисных мер: все антикризисные меры по выполняемым ими функциям можно объединить в 2 группы:- процедуры-доноры, приносящие предприятию средства значительно преобладающие над затратами связанные с их проведением;- процедуры-реципиенты, потребляющие средства на их проведение и нацелены на перспективную их отдачу.Эффективность реализации антикризисных мер оценивается по результату их влияний улучшение состояния предприятия.Процесс реализации антикризисных мер применительно к деятельности предприятия должника называется антикризисным процессом.Этап 8: Преодоление конфликтов: АМ связан с возникновением различных конфликтов:1. конфликт м/у руководителем и собственником, из-за уменьшения или отказа последним в выплате доходов;2. м/у руководителем и персоналом, по причине кадровых передвижек и высвобождений;3. м/у представителями старой и новой команд управления в борьбе за упущенную власть;4. м/у участниками управляющей команды, по причине разных взглядов на управление и развитие предприятия;5. м/у предприятием и кредиторами, из-за допущенных просрочек платежей;6. м/у предприятием и гос-ми органами, по той же причине.Профилактика конфликтов и их преодоление осуществляется в соответствии с известными конфликтологии методами.Этап 9: Учет результатов осуществления антикризисных процедур: учет выполнения планов, программ, заданий по АМ должен быть организован по таким показателям: кол-во, качество, затраты, исполнители, сроки.Учет расхода ресурсов целесообразно организовывать по всем выдам ресурсов, видам деятельности, выпускаемой продукции, стадиям ее жизненного цикла, а также по отделам, службам и подразделениям, по товарным рынкам.Требования к системе учета:1. возможность вносить исправления и уточнения;2. пирамидальны тип построения обеспечивающий возможность проникновения вглубь информационного массива;3. наглядность и простота в использовании;4. обеспечение учета показателей по всем подсистемам АМ и внешней среды предприятия;5. учет всех показателей в динамике;6. обеспечение сопоставимости показателей;7. автоматизация учета.Этап 10: Контроль за ходом выполнения решений: специалисты выделяют следующие виды контроля:1. по стадиям жизненного цикла продукции: контроль на стадии стратегического маркетинга, производства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта;2. по виду объекта: контроль предметов труда, средств производства, технологии организации процессов, условий труда, документов, информации;3. по стадии производственного процесса: контроль входной, операционный контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;4. по исполнителям: самоконтроль, контроль менеджмента и ОТК, инспекционный, гос-ый;5. по степени охвата: сплошной и выборочный;6. по характеру принимаемых решений: активный и пассивный;7. по режиму: усиленный и нормальный;8. по степени механизации: ручной, механизированный, автоматический;9. по периоду охвата: предварительный, текущий, заключительный;10. по способу получения, обработке инфо-ии: расчетно-аналитический, статистический, регистрационный.Все нормативы контроля устанавливаются на стадии планирования и должны быть обоснованы, однозначны, выполняемыми и иметь некоторый резерв.Предметы контроля можно классифицировать:- достоверность прогнозов производственных циклов;- рыночная стратегия фирмы, цели ее развития и перспективы;- нормативы конкурентно способности на конкретных рыках;- показатели качества продукции и конкурентов;- показатели социального развития кол-ва;- параметры макросреды: экономические, социальные, политические, НТ, рыночные, природно-климатические;- показатели развития инфраструктуры региона;- показатели микросреды: клиентура и конкуренты.Этап 11: Мотивация и регулирование выполняемых решений.Процесс АМ является цикличным.